Статья «От редакции» в журнале «ЗАКОН»55 за Июнь 2008 г.
Июнь 2008 Колонка главного редактора
 
От редакции


 

За прошедший месяц в жизни нашего государства произошли весьма значимые события, некоторые из которых напрямую затрагивают правовую систему страны и жизнь юридического сообщества.
12 мая 2008 г. издан Указ Президента Российской Федерации № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти». Структура претерпела существенные изменения. Полномочия по регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций, общественных объединений и политических партий отныне будет осуществлять Министерство юстиции Российской Федерации, а не Федеральная регистрационная служба. Последняя, как следует из текста Указа, передается в ведение вновь образованного Министерства экономического развития. Впрочем, существование ФРС в рамках МЭР продлится недолго, с 1 октября 2008 г. служба будет упразднена.
В соответствии с Указом функции кадастрового учета и регистрации прав на недвижимость передаются находящемуся в ведении Министерства экономического развития Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (до преобразования — Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом), а Роснедвижимость и Росрегистрация подлежат упразднению. Таким образом претворяется в жизнь идея создания единого органа регистрации и учета недвижимости, заложенная в Концепцию развития законодательства о недвижимом имуществе. Концепция, впрочем, полагала, что такого рода единым органом будет являться орган юстиции. С моей точки зрения, ситуация, при которой полномочия по учету объектов недвижимого имущества и регистрации прав на него передаются органу, осуществляющему одновременно управление федеральной собственностью, кажется противоестественной и не соответствующей интересам гражданского оборота. О каком юридическом равенстве субъектов гражданского права может идти речь, если один и тот же орган совершает сделки от имени крупнейшего собственника — Российской Федерации и в то же самое время выполняет ряд публичных функций?
Функции ликвидируемого государственного учреждения «Российский фонд федерального имущества» возлагаются Указом на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Таким образом, управлять федеральным имуществом и организовывать продажу приватизированного имущества отныне будет один и тот же орган исполнительной власти.
На высшем государственном уровне предпринимаются шаги, направленные на совершенствование судебной системы. Так, в своем выступлении на совещании, посвященном указанному вопросу, Президент Российской Федерации Д.А. Медведев отметил, что первоочередные задачи заключаются в практической реализации принципа независимости суда, уменьшении сроков рассмотрения дел и изменении системы подготовки кадров для судейского корпуса. Для реализации данных задач создана рабочая группа. Соответственно юридическому сообществу следует ожидать новых законопроектов, касающихся процессуального права и структуры судебной системы. Нельзя в этой связи не вспомнить об инициативах, озвученных Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в апреле этого года на научно-практической конференции «Проблемы арбитражного процессуального законодательства». Ожидаются законопроекты об изменении механизма уплаты государственной пошлины, последовательного обращения в суд кассационной инстанции только после рассмотрения дела в апелляции, публикации особых мнений судей, введения института процессуальных запросов и внедрения электронного судопроизводства.
Пристальное внимание обращено также на проблему противодействия коррупции, в особенности в правоохранительных органах и судебной системе. Президентом предложено сконцентрировать усилия на направлениях борьбы с рейдерством, ликвидации самих условий для коррупции путем увеличения прозрачности процедуры принятия государственных решений, а также установления контроля за имущественным положением госслужащих. Для реализации данных предложений Указом Президента РФ от 19.05.2008 № 815 образован Совет по противодействию коррупции. Кардинальные меры должны быть предприняты и для улучшения положения малого и среднего бизнеса в соответствии с Указом Президента РФ от 15.05.2008 №979 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности». Согласно данному акту государство пытается защитить бизнес от себя путем сокращения количества контрольных мероприятий со стороны государственных органов до одного в течение трех лет, проведения внеплановых проверок с санкции прокурора субъекта Федерации, частичной замены лицензирования страхованием и исключения проверок субъектов предпринимательской деятельности со стороны органов внутренних дел.

Ян Пискунов, главный редактор



Ян Пискунов